«С песнею ветра задумал Пастух сделать первую домру. Долго трудился мастер. И вот домра запела. Домра запела, запел и певец. Реки и горы запели. Птицы и звери запели. Небо запело ».
Так говорит сказка о том великом событии. А событие действительно было великое. Древнеегипетский инструмент «танбур» проник в Россию через Персию, в купеческих караванах проехал всё Закавказье. Кстати, и сейчас в тех далёких странах, расположенных на пути купеческих караванов существуют инструменты, похожие на домру, как родные и двоюродные братья.
У грузин – чунгури и пандури, у южных славян - танбура, у киргизов и татар – думра, у калмыков – домр, у остяков – домбра. Вот, оказывается, какая большая родня у скромницы- домры.
А уж голос какой у домры - звонкий, схожий с пеньем бегущего весеннего ручья. А всего–то округлый корпус, узкая длинная шейка, вдоль которой натянуты струны. Играют на домре не бряцанием всей руки, как на балалайке, не защипывают струны, как на гитаре, а маленькой пластиночкой – плектром - пробуждают каждый звук. Народные музыканты мастерили эти плектры из рыбьей косточки или пёрышка. Мастер - игрец на домре звался домрач, домрачей. Самые умелые домрачи освоили волшебный приём, от которого звук домры становится похож на шелест листвы, тронутой ветром. И зовётся тот приём – тремоло.
Домра на Руси попала в самую гущу народной жизни. Особенно пришлась она по душе вездесущим скоморохам – лёгкая, маленькая и очень звонкая. «Рад скомрах о своих домрах» - гласит старая пословица. 500 лет назад домра звучала всюду: на рыночных площадях, в крестьянской избе и в царских палатах. И грусть, и веселье делили люди с маленькой певуньей.
Но наступили для домры и тяжёлые времена. По приказу царскому были собраны все скоморошьи инструменты. И потянулись подводы с ними к берегу Москва-реки. И запылал там многодневный костёр.
Почти на двести лет умолкла народная любимица. И лишь в конце 19 века на Севере России, в заброшенной деревне на пыльном чердаке избы случайно был найден инструмент с округлой формой корпуса. Никто из местных жителей уже не помнил ни названия, ни назначения «чудного» сокровища. И происхождение инструмента было никому неведомо. К счастью, он попал в руки Василия Андреева. «Я думаю восстановить все инструменты, на которых играл народ государства московского…, к моим балалайкам присоединяю я домры…» Как раз в ту пору музыкант собирал и изучал старинные русские инструменты, мечтая создать из них оркестр. Именно по этому вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра. Она и стала ведущим инструментом оркестра русских народных инструментов и заняла достойное место рядом с балалайкой. Семейство домр стало разрастаться. К малой и средней домре присоединились «басистая» домра и крошечная домра-пикколо, или, как её ласково называли, «домришко». Последние два названия пришли к нам из скоморошьего прошлого русской домры.
Вот такая интересная судьба у маленького скромного музыкального инструмента.
Колеватых Светлана Ивановна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева г. Тольятти