Голосистая гармошка,
Перестань-ка ты играть.
Мне не весело сегодня,
Я не стану припевать.
Ох, гармошечка моя,
Пуговки блестящие.
Гармонисты для любви
Парни подходящие.
Ой, гармошка на заре
По селу разносится,
Заливными голосами
Прямо в душу просится.
Старинный ли инструмент гармоника? Это как посмотреть: по сравнению с домрой или балалайкой совсем юный, ему чуть более 180 лет. А по сравнению с вами, ребята?
В 40-х годах XIX века в России появилась первая фабрика по производству гармоней. Случилось это в Туле. Этот древний город славился своими оружейниками. Туда и привёз мастер Сизов купленную на Нижегородской ярмарке гармошечку. Заплатил он за инструмент огромные по тем временам деньги – 35 рублей. А всего-то из гармошечки можно было извлечь 10 звуков и 10 аккордов. Русские умельцы быстро поставили дело на поток. Вскоре тульская фабрика Тимофея Воронцова выпускала 10 000 гармоник в год.
Лёгкий инструмент можно было носить с собой. Можно было играть на нём во время ходьбы. К тому же он заменял собой целый оркестр: на нём можно было сыграть и мелодию, и сопровождение. Конечно, он полюбился россиянам. В деревнях начали ценить не балалаечника, а гармониста.
Гармонику стали делать во многих местностях. И настройку инструмента невозможно было спутать. Так имя гармоники определялось названием места, где её сделали. «Тульская», «бологойская», «саратовская», «сибирская», «касимовка», «череповецкая», «ливенская» - все эти названия рассказывают о тех местах, где русские гармошки были сделаны. А самую маленькую гармошечку ласково называли «черепашечкой».
Гармоника разбежалась по всей России. Инструменты каждой местности имели свой строй и тембр. И жители каждой местности обзавелись собственными, только им свойственными мелодиями – наигрышами. По ним можно было точно определить, откуда прибыл молодой гармонист.
Надо сказать вам, ребята, что замечательный создатель Великорусского оркестра Василий Андреев виртуозно играл на пятиклавишной гармошке. «Андреев извлекает из своей крошки-гармошки чисто скрипичные звуки и блестяще справляется с чисто техническими трудностями», - так писали современники. Но в свой оркестр гармонику музыкант не ввёл.
А как же баян? Он прямой родственник гармоники. Своим появлением на свет он обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. Встречались ли вам, ребята, люди, одержимые своей мечтой? Вот таким человеком был Стерлигов. Он с детства хотел стать мастером и делать гармоники. Увлечённый своей мечтой, он научился мастерски настраивать инструменты, делать невиданные по отделке корпуса и меха гармоник. Как к самому лучшему мастеру обращались к нему известные гармонисты России. Один из них и рассказал о своих мечтах. Стерлигов сделал по заказу музыканта инструмент с четырёхрядной клавиатурой. Звучание инструмента было превосходным, прозрачным и чистым. Оба они, и мастер и музыкант, были довольны и имя инструменту дали в честь легендарного русского гусляра и сказителя Баяна. Было это в 1907 году. С тех пор и вошёл в жизнь россиян баян. И на празднике, и в суровые дни войны, и в детском летнем лагере, и на деревенской скамеечке - многие годы баян оставался верным и любимым другом многих поколений россиян.
Колеватых Светлана Ивановна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева
г. Тольятти