Жили когда-то на Руси Великой люди - песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про князя Киевского Владимира Красно Солнышко и княгиню Апраксию, их дружинушку могучую, про битвы с лютыми ворогами, про царства- государства чужеземные, заморские, про чудеса невиданные: Змеище Горынчище, морского царя Водяника с царицею Водяницею, Идолище-великанище… И сложено было этих былин и ходило их по Руси – несчётное число. И часто первые сведения о земле, на которой живут, о её героях и недругах дети получали из уст певцов-сказителей. Они ведь жили среди народа, и сами были простыми людьми.
Самым известным певцом- сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, конечно, был Баян.
Баян же, братья,
не десять соколов на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал;
Они же сами князьям славу рокотали.
Так рассказывает о Баяне знаменитое «Слово о Полку Игореве» И струны Баяна «живые», так искусен был сказитель. И славу рокотали сами, как будто в руках древнего певца ожил его инструмент.
А инструмент тот был очень древний, его история насчитывает более 14 веков. Звался тот инструмент гусли.
Название его происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а так как в нём гудела струна, то её называли «гусла». Гудящие, говорящие струны получили название «гусли».
Натягивались струны на специальный выдолбленный ящик, похожий на небольшое корыто. Дабы струны звучали громче, звонче, «яро», ящичек прикрывался специальной крышечкой-декой, сделанной из кожи или из дерева. «Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяньях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а людям на послушание» - так начинается знаменитая былина о Добрыне Никитиче. А пели- рассказывали ту былину под аккомпанемент гуслей звончатых.
Гусли звончатые похожи на крыло птицы или на геометрическую фигуру – трапецию. Гусли клали на колени, с наклоном в левую сторону. Струны защипывали пальцами обеих рук, либо только правой руки, а левая рука в этот момент ласково приглушала струны. Позже звук стал извлекаться плектром или медиатором (специальными пластинками), отчего звук стал ярче. На звончатых гуслях играли и бряцанием, как на балалайке, и извлекали звуки одной волной, как на арфе.
Неспешно былина о Добрыне Никитиче сказывается: «А двенадцати годов он на гуслях играл. На гуслях играл, песни складывал».
Несколько гуслей, исполняющих музыкальное произведение, никогда не назовут ансамблем, а обязательно скажут о них – хор гуслей.
Есть у звончатых гуслей и более усовершенствованные родственники – это щипковые и клавишные гусли. Гусли щипковые синтезировали в себе элементы арфы, древнеславянских гуслей, а от цимбал они переняли корпус на четырёх ножках, похожий на стол. Металлические струны разной длины и толщины позволяют извлекать звуки от самых низких до самых высоких. Защипывают на них струны пальцами обеих рук.
А вот гусли клавишные сродни фортепиано. И появились они сравнительно поздно, менее века назад. Устроены они и выглядят так же, как и гусли щипковые, но струны расположены строго горизонтально, а слева устроена фортепианная клавиатура всего в одну октаву. Чаще всего на этих гуслях играют аккорды: левой рукой нажимают клавиши, а правой рукой с помощью медиатора перебирают открывшиеся струны.
Гусли считают главным украшением оркестра русских народных инструментов. И всегда гусляры сидят в центре и впереди всего оркестра, проявляя тем самым уважение к столь древнему и столь заслуженному инструменту.
Откуда этот стихотворный отрывок? Кто его автор?
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.
Колеватых Светлана Ивановна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева
г. Тольятти