«Вставайте, богатыри могучие русские!» – так созывал былинный Илья Муромец соратников своих на битву ради народа русского.
Оказывается, для победы над врагом необходимо не только выучка воинов, наступательное и оборонительное оружие, но и ратные музыкальные инструменты. Во время наступления они создавали устрашающий врага грохот и шум. А во время самого сражения помогали войскам с помощью условленных сигналов устанавливать связь. Ритмичные удары передавали различные команды и распоряжения.
Ратными, военными, инструментами были, прежде всего, барабан и его родственники – разного размера литавры и, конечно же, громогласные трубы и пронзительные флейты. Трубы, как и бубны ратные, соответствовали определённой численности воинов. Летописцы вели счёт войска по числу бубнов и труб. Бубны ратные совсем не похожи на те звякающие колокольчиками и бубенчиками бубны, с которыми вы, ребята, наверняка, встречались в школе или в детском саду.
Бубны ратные – это два металлических котла, на которые с помощью обручей или узких ремней натягивалась кожаная мембрана. Ударяли по ней специальной колотушкой. Представляла она собой короткую конскую плеть с деревянной рукояткой и плетеным кожаным шаром на конце. Называлась та колотушка вощагой. Конные бубны возили на лошади, перекинутыми через седло впереди седока. А были ещё бубны пешие. Ратник нёс их в левой руке, а вощагу держал в правой.
Каждый воевода держал при себе музыканта, игравшего на тулумбасе. Это те же бубны ратные, только меньшего размера. Состоявший при воеводе тулумбасист условным ритмом передавал распоряжения следовавшему за ним войску.
Самые маленькие литавры назывались накры. Это были два разной величины глиняных горшка с натянутой кожаной мембраной. Играли на них деревянными палочками.
Настоящий богатырский инструмент - громадного размера военная литавра называлась набат. Её звук в полном смысле слова был подобен грому. В набат били перед началом сражения или штурма. Звук этого инструмента производил устрашающее действие на врага. «Словно гром великий сгрохотал над царством сарацинским: терема пошатнулися, хрустальные оконницы посыпались, люди замертво наземь попадали». Летом перевозили набат на огромном дощатом щите, который укрепляли на 4 поставленных рядом лошадях. Зимой ставили его на большие сани, которые тянули тоже 4 лошади. Играли на нём в 8 или 16 палок от 4 до 8 набатчиков.
Лучшие экземпляры этих гигантских инструментов украшались золотой росписью. Набат имел каждый воевода. И поэтому войсковое подразделение, находившееся под его началом, называлось набатом.
Не только князья и воеводы, дружинники и ратники, богатыри и воины, но и музыканты внесли свой вклад в исторические победы русского народа.
Колеватых Светлана Ивановна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева
г. Тольятти